В соответствии с Законами Республики Беларусь «О естественных монополиях», «О ценообразовании», Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от источников ГПО «Белэнерго»:

  • для потребителей реального сектора экономики – Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь,
  • для населения – Советом Министров Республики Беларусь.

Формирование тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей республики осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2014 г. № 222.

Действующая организационная и методологическая система формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от источников ГПО «Белэнерго» соответствует существующей вертикально-интегрированной структуре управления электроэнергетической отраслью, когда субъектом хозяйствования осуществляется полный технологический цикл от производства энергии до ее сбыта потребителю. При такой организационной структуре управления электроэнергетической отраслью тарифы формируются и декларируются для конечных потребителей на отпущенную энергию и включают затраты на производство, передачу, распределение и сбыт энергии.

Электрическая энергия реализуется потребителям по государственно регулируемым единым по республике тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

Для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше применяются двухставочные тарифы:

  • основная плата за заявленную потребителями максимальную мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы;
  • дополнительная плата за потребленную энергию.

Промышленные и приравненные к ним потребители электрической энергии с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, имеющие расчетную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии и мощности, по их желанию могут переходить на расчеты по двухставочным тарифам в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 февраля 2007 года № 4, по применению двухставочного и двухставочно-дифференцированного по зонам суток тарифов на активную электрическую мощность и энергию с основной платой за фактическую величину наибольшей потребляемой активной мощности в часы максимальных нагрузок энергосистемы. Такая система тарифов стимулирует потребителей к режимному взаимодействию с энергосистемой, а также является экономическим стимулом для снижения стоимости потребляемой электроэнергии.

Для всех остальных потребителей электрической энергии реального сектора экономики (за исключением электроэнергии, расходуемой на нужды отопления и горячего водоснабжения) применяются одноставочные тарифы с платой за 1 кВт•ч потребленной электроэнергии, учтенной коммерческими приборами учета.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 (ред. от 24.08.2017) «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Кроме того, с 2013 года в республике действует дифференцированная в зависимости от объемов потребления система оплаты населением потребленной электрической энергии.

В случае установки электронных приборов учета электрической энергии и переход на оплату электроэнергии по тарифам, дифференцированным по временным периодам, дифференциация тарифов в зависимости от объемов потребления к абонентам не применяется.

Тепловая энергия отпускается потребителям реального сектора экономики по одноставочным тарифам за 1 Гкал потребленной энергии, учтенной коммерческими приборами учета, дифференцированным по:

  • областям;
  • группам потребителей;
  • техническим характеристикам теплоносителя - отборный пар различного уровня давления, острый и редуцированный пар, горячая вода.

В Республике Беларусь проводится социально-направленная политика по сдерживанию роста цен (тарифов) на оказание жилищно-коммунальных услуг, оказываемых для населения, которая предусматривает оплату данных услуг по субсидируемым тарифам, уровень которых ниже экономически обоснованных затрат на их оказание.

В целях снижения ценовой нагрузки на население при оплате жилищно-коммунальных услуг в части электро-, теплоснабжения Правительством Республики Беларусь было принято решение о введении практики «перекрестного субсидирования» населения.

Его суть заключается в том, что недоплата населением за энергию до уровня экономически обоснованных затрат компенсируется за счет установления более высоких тарифов на электрическую энергию для потребителей реального сектора экономики.

В большинстве стран мира цены на электроэнергию для населения, как правило, выше в 1,5-2 раза, чем для промышленности.

Дальнейшая работа по ликвидации перекрестного субсидирования будет осуществляться в соответствии с программными документами и решениями Правительства Республики Беларусь. 
Кроме того, в целях сокращения перекрестного субсидирования будет продолжена работа по повышению эффективности и оптимизации расходов энергоснабжающих организаций.


В период с 2007 года произошло резкое увеличение цены на природный газ, импортируемый в республику (в 3,9 раз), а значит и себестоимости энергии, т.к. основную часть (около 70%) составляют топливно-энергетические затраты. Тарифы для населения увеличивались незначительно, поэтому до 2012 года наблюдалась тенденция снижения процента возмещения тарифами для населения затрат на услуги тепло- и электроснабжения.

Правительством были приняты меры по сокращению перекрестного субсидирования населения в тарифах на энергию и повышению возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению. Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 550 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» с 1 января 2014 г. предусмотрена ежеквартальная индексация цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для населения в течение финансового года, но только исходя из роста доходов населения в размерах, не превышающих фактически сложившихся темпов роста номинальной начисленной заработной платы по Республике Беларусь за предыдущий квартал.


Основным направлением повышения эффективности в энергетике в настоящее время является сокращение издержек.

Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha