В соответствии с Законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О естественных монополиях», «О ценообразовании», Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго»:

  • для населения – Советом Министров Республики Беларусь;

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Формирование тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей республики осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2014 г. № 222.

Действующая организационная и методологическая система формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от источников ГПО «Белэнерго» соответствует существующей вертикально-интегрированной структуре управления электроэнергетической отраслью, когда субъектом хозяйствования осуществляется полный технологический цикл от производства энергии до продажи потребителю. При такой организационной структуре управления электроэнергетикой тарифы формируются и устанавливаются (декларируются) для потребителей на отпущенную энергию и включают затраты на производство, передачу, распределение и продажу энергии.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения едины по республике и установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 (ред. от 05.01.2018) «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год», которым установлены предельные уровни указанных тарифов.

Кроме того, с 2013 года в республике действует дифференцированная в зависимости от объемов потребления система оплаты населением потребленной электрической энергии.

В случае установки электронных приборов учета электрической энергии и перехода на оплату электроэнергии по тарифам, дифференцированным по временным периодам, дифференциация тарифов в зависимости от объемов потребления к абонентам не применяется.

Электрическая энергия реализуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по государственно регулируемым единым по республике тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

Для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше применяются двухставочные тарифы:

  • основная плата за заявленную потребителями максимальную мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы;

  • дополнительная плата за потребленную энергию.

Промышленные и приравненные к ним потребители электрической энергии с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, имеющие расчетную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии и мощности, по их желанию могут переходить на расчеты по двухставочным тарифам в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 февраля 2007 года № 4, по применению двухставочного и двухставочно-дифференцированного по зонам суток тарифов на активную электрическую мощность и энергию с основной платой за фактическую величину наибольшей потребляемой активной мощности в часы максимальных нагрузок энергосистемы. Такая система тарифов стимулирует потребителей к режимному взаимодействию с энергосистемой, а также является экономическим стимулом для снижения стоимости потребляемой электроэнергии.

Для всех остальных потребителей электрической энергии реального сектора экономики (за исключением электроэнергии, расходуемой на нужды отопления и горячего водоснабжения) применяются одноставочные тарифы с платой за 1 кВт∙ч потребленной электроэнергии, учтенной коммерческими приборами учета.

Тепловая энергия отпускается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по одноставочным тарифам за 1 Гкал потребленной энергии, учтенной коммерческими приборами учета, дифференцированным по:

  • областям;

  • группам потребителей;

  • техническим характеристикам теплоносителя – отборный пар различного уровня давления, острый и редуцированный пар, горячая вода.

В Республике Беларусь проводится социально-направленная политика по сдерживанию роста цен (тарифов) на оказание жилищно-коммунальных услуг, оказываемых для населения, которая предусматривает оплату данных услуг по субсидируемым тарифам, уровень которых ниже экономически обоснованных затрат на их оказание.

В целях снижения тарифной нагрузки на население при оплате жилищно-коммунальных услуг в части электро-, теплоснабжения Правительством Республики Беларусь было принято решение о применении практики «перекрестного субсидирования» населения.

Его суть заключается в том, что недоплата населением за энергию до уровня экономически обоснованных затрат компенсируется за счет установления более высоких тарифов на электрическую энергию для потребителей реального сектора экономики.

sl-1.png

В большинстве стран мира, наоборот, цены на электроэнергию для населения, как правило, выше в 1,5-2 раза, чем для промышленности.

sl-2.png

В соответствии с Комплексным планом развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2016 г. № 169, ликвидацию перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию планируется осуществить с учетом планируемого роста реальных доходов населения и системы адресных дотаций отдельным категориям граждан в течение 2016-2020 гг.

С учетом увеличения тарифов на электро- и теплоэнергию для населения уровень возмещения тарифами для населения затрат на оказание услуг в 2017 году составил:

  • по электроснабжению – 80 %;

  • по теплоснабжению – 21 %.

Дальнейшая работа по ликвидации перекрестного субсидирования будет осуществляться в соответствии с программными документами и решениями Правительства Республики Беларусь.

Кроме того, в целях сокращения перекрестного субсидирования будет продолжена работа по повышению эффективности и оптимизации расходов энергоснабжающих организаций.

 


Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha