Что делать если прибор учета электроэнергии оказался неисправным после приобретения жилой недвижимости физическим лицом? Кто должен оплатить ремонт, обследование прибора?
 

В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2011 № 1394 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.10.2015 № 895 (далее – Правила электроснабжения), гражданин в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета электроэнергии и (или) срыва пломбы (пломб), установленном на нем, а также на другом оборудовании (автоматическом выключателе и т.п.), обязан сообщить об этом энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, а также согласно статье 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета электроэнергии обеспечивает гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, являющийся собственником указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной (платной) основе.

В соответствии с пунктом 152 Правил электроснабжения в многоквартирных жилых домах, оснащенных АСКУЭ, сохранность, целостность, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока, счетчики граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, счетчики, учитывающие расход электрической энергии на общедомовые нужды, устройства сбора и передачи данных, кабели связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся указанные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе.

В соответствии с пунктом 156 Правил электроснабжения вводные устройства одноквартирных, блокированных жилых домов, вынесенные за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина, с размещенными в них средствами расчетного учета, в том числе устройствами беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

Средства расчетного учета многоквартирных жилых домов, в том числе АСКУЭ, средства расчетного учета для учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), средства группового учета дома (подъезда) - балансные счетчики, средства расчетного учета квартир, размещенные в групповых этажных электрощитках, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляются энергоснабжающей организацией за счет средств, предусмотренных при формировании в установленном законодательством порядке тарифов на электрическую энергию.

1. В случае выявления признаков вмешательства в работу средства расчетного учета вне зависимости от принадлежности средства расчетного учета ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения). В случае невозможности ремонта либо восстановления средства расчетного учета, принадлежащего энергоснабжающей организации, абонент возмещает величину ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в размере стоимости нового идентичного прибора учета.

2. В случае отсутствия признаков вмешательства в работу средства расчетного учета:

2.1 средство расчетного учета принадлежит абоненту;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения).

2.2 средство расчетного учета принадлежит энергоснабжающей организации;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится энергоснабжающей организацией на безвозмездной основе (согласно пункту 156 Правил электроснабжения).

2.3 средство расчетного учета принадлежит организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом (согласно пунктам 150, 152 Правил электроснабжения).

2.4 средство расчетного учета находится на обезличенном обслуживании;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится ЭСО на безвозмездной основе (согласно пункту 152 Правил электроснабжения).

Во избежание проблемных вопросов по обслуживанию средств расчетного учета гражданам необходимо обращать внимание на состояние и принадлежность средств расчетного учета приобретаемой жилой недвижимости (факт передачи на баланс энергоснабжающей организации).

Как избежать проблем с оплатой задолженности за электроэнергию при приобретении жилой недвижимости физическим лицом? Что нужно истребовать у продавца? Какие могут наступить последствия от несвоевременного заключения договора электроснабжения?
 

Пунктом 223 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила), предусмотрено, что абонент обязан известить энергоснабжающую организацию о выбытии (изменении места регистрации по месту жительства), в том числе в связи с продажей (обменом) жилого помещения, расторжением договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и произвести полный расчет за потребленную электрич ескую энергию, включая день выезда.

В соответствии с пунктом 224 Правил выдача гражданам, являющихся абонентами РУП–облэнерго, справки о расчетах за потребленную электрическую энергию осуществляется филиалами «Энергосбыт» (при их отсутствии – филиалами «Электрические сети») РУП-облэнерго, их структурными подразделениями в рамках реализации административной процедуры, предусмотренной в пункте 10.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.

Данная справка выдается бесплатно в течение трех рабочих дней со дня обращения абонента в энергоснабжающую организацию на основании его заявления и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В течение данного периода персонал энергоснабжающей организации посещает абонента и фиксирует показания прибора учета электрической энергии (при необходимости, время посещения предварительно согласовывается с абонентом).

Учитывая изложенное, во избежание проблем в части расчетов за электрическую энергию при покупке объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем покупателю недвижимости перед совершением сделки о покупке истребовать от продавца справку о расчетах за потребленную электрическую энергию и сравнить последние оплаченные показания с фактическими показаниями прибора учета электрической энергии, установленного на приобретаемом объекте недвижимости. При выявлении задолженности, потребовать у продавца ее погашения.

При смене абонента (собственника одноквартирного жилого дома, квартиры блокированного, многоквартирного жилого дома, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда), согласно пункту 221 Правил, новый абонент (собственник одноквартирного жилого дома, квартиры блокированного, многоквартирного жилого дома, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда) обязан в течение 10 календарных дней после получения правоудостоверяющих документов на жилое помещение (заключение договора найма жилого помещения) обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора электроснабжения.

Несвоевременное обращение нового абонента для заключения договора электроснабжения может послужить поводом неправильного осуществления энергоснабжающей организацией расчетов за потребленную электрическую энергию по причине отсутствия необходимой информации об абоненте (о наличии или отсутствии зарегистрированных по месту жительства плательщика и (или) членов его семьи, граждан, имеющих право на льготу, и т.д.), что в дальнейшем может привести к производству перерасчета и выставлению дополнительных сумм к оплате.

По какому телефону можно получить информацию при аварийных отключениях в электросетях?
 
Информацию при аварийных отключениях в электросетях можно получить по короткому номеру 144
Какие способы оплаты за услуги электроснабжения существуют?
 

Оплату за потребленную электроэнергию граждане могут произвести в любом банке Республики Беларусь, выбрав удобный для плательщика сервис банковского обслуживания (интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, касса отделения банка и т.д.), а также в почтовых отделениях РУП «Белпочта». Кроме того, оплату услуг электроснабжения граждане вправе произвести в расчетно-сервисных центрах энергоснабжающих организаций. 
При оплате в АИС «Расчет» (ЕРИП) необходимо последовательно выбрать следующие вкладки:

  • Система «Расчет» (ЕРИП)
  • Населенный пункт (город, область, район)
  • Коммунальные платежи
  • Электро-, теплоснабжение
  • Электроэнергия
  • Ввести номер абонента (лицевой счет)
  • Ввести показания прибора учета, за которые производится оплата
  • Внимательно проверить Ф.И.О., адрес, период, за который совершается платеж, прочие детали выставленного требования к оплате
  • Совершить платеж.

При последующих платежах можно выбрать сохраненные данные.
Учитывая особенности информационного обмена между энергоснабжающей организацией и организациями, осуществляющими прием платежей от населения, для оплаты электроэнергии, потребленной в расчетном периоде, с учетом всех условий (последних оплаченных показаний, объемов, тарифов и т.д.), гражданам рекомендуется производить платежи ежемесячно, один раз в месяц, с 15 по 25 число месяца, следующего за расчетным.


Чем регламентировано требование выноса электросчетчиков за пределы границ домо/землевладения?
 

Требование по установке средства расчетного учета электрической энергии и (или) мощности вне одноквартирных блокированных жилых домов за пределами либо на границе участка в отдельном запираемом металлическом шкафу указаны в:

  • пункте 136 Правил электроснабжения;
  • пункте 18.12 Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования»;
  • пункте 8.6.13 (в редакции Изменения № 1 от 01.03.2014) Технического кодекса установившейся практики ТКП 339-2011 (02230) «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний».
Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?
 
Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет). Филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.
Куда обращаться, если не работает уличное освещение в сельских населенных пунктах?
 
В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском совете регистрируются, обрабатываются и направляются в соответствующий район электрических сетей для восстановления работоспособности уличного освещения.
Какие электронагревательные устройства относятся к переносным бытовым единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений?
 

В соответствии с ГОСТ 18311-80 «Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3:

  • стационарное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для эксплуатации без перемещения его относительно места установки;
  • переносное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для перемещения вручную или во вьюках, или которое можно переносить вручную в процессе работы;
  • передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), которое допускает перемещение от одного места установки к другому без нарушения его готовности к работе и (или) во время работы. 

В соответствии с ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования» «к стационарно установленному электрооборудованию, даже если оно подключается через штепсельные разъемы, относится не имеющее катков для передвижения электрооборудование весом более 18 кг, а также стационарно закрепленное электрооборудование независимо от веса и наличия катков)».

На основании изложенного, если бытовые электронагревательные устройства единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений, независимо от его веса и наличия катков стационарно закреплены, они относится к стационарно установленному электрооборудованию и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269.

Относятся ли к переносным бытовым электронагревательным устройствам электроводонагреватели?
 

В соответствии с ГОСТ 15047-78 «Электроприборы нагревательные бытовые. Термины и определения», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3, под электроводонагревателем следует понимать стационарный бытовой нагревательный электроприбор для нагрева воды до температуры 85 0С.

Таким образом, поскольку применение электроводонагревателей для целей горячего водоснабжения независимо от единичной установленной мощности и способа подключения к электрической сети требует их стационарной установки и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269 (далее- Положение), и при их установке необходимо:

  • получать заключение на использование электроэнергии для целей нагрева в органах госэнергонадзора, в соответствии с требованиями Положения;
  • устанавливать одно дополнительное средство расчетного учета с обеспечением возможности осуществления расчетов по зонам суток, в соответствии с требованиями части второй пункта 134 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 №1394, для расчетов за потребленную электрическую энергию согласно пункту 6 Декларации об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО  «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – «электроэнергия, расходуемая на нужды отопления и горячего водоснабжения».
Как рассматриваются обращения при несогласии абонента (потребителя) с суммой ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии?
 

Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии, производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.

Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между гражданином (бытовым абонентом) РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2015 г. № 895), Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Также, согласно п. 53 Инструкции о порядке составления актов о нарушении правил пользования электрической и тепловой энергией (далее – акт), утвержденной приказом ГПО «Белэнерго» от 10.01.2008 № 6, право производить рассмотрение составленных актов при возникновении разногласий между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем) по составленным актам и другим спорным ситуациям, определять период времени, за который необходимо произвести расчет безучетного потребления энергии по акту, принимать решение об аннулировании составленных актов предоставлено постоянно действующей комиссии энергоснабжающей организации.

Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.
В случае несогласия гражданина с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Вправе ли органы управления садоводческого товарищества обязать членов садоводческого товарищества вынести прибор учета электроэнергии за пределы садового домика?
 

Взаимоотношения в садоводческом товариществе (далее – СТ)  определяются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ) и утвержденным им Положением о садоводческом товариществе (далее – Положение); Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», уставом садоводческого товарищества.

Согласно п. 19 Положения член СТ обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. При этом согласно пунктам 19 и 42 Положения правление СТ вправе принять решение об отключении электроэнергии и воды членам СТ, не выполнившим требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. 

В случае несогласия с решениями органов управления СТ член СТ на основании требований пункта 18 Положения вправе обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Из каких составляющих для членов садоводческого товарищества формируется сумма оплаты потребленной электроэнергии?
 

В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.02.2017 № 16.

Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.

В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.

СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ. 

Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.

Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.

Отмечаем, что на основании требований Указа СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.

Каков порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах?
 

В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.

Так пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе. 
Вместе с тем, согласно пункту 156 Правил электроснабжения средства расчетного учета электрической энергии принадлежащие гражданам, проживающим в индивидуальных и блокированных жилых домах, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации. В этом случае дальнейшее ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств будет осуществляться за счет средств энергоснабжающей организации.

В настоящее время для безвозмездной передачи электросчетчика бытовому абоненту необходимо представить в соответствующее территориальное подразделения энергоснабжающей организации следующий пакет документов:

  • письменное заявление установленной формы;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
  • документ, подтверждающий право собственности объекта электроснабжения;
  • паспорт (формуляр) на счетчик, при наличии, с отметкой о дате его продажи и сроках гарантийных обязательств завода-изготовителя.
Как оплачиваются услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам абонентами, являющимися неработающими пенсионерами, инвалидами, зарегистрированными в жилом помещении по месту пребывания?
 

Плата за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Для расчетов за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам в жилом помещении должен быть зарегистрирован по месту пребывания плательщик жилищно-коммунальных услуг (абонент), являющийся неработающим пенсионером по возрасту или инвалидом. Правовые основания для расчетов по субсидируемым государством тарифам в случае регистрации по месту пребывания в жилом помещении членов семьи абонента (при отсутствии зарегистрированных по месту жительства абонента или членов его семьи) отсутствуют (п. 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 23 марта 2016 г. № 233)).

Как оплачиваются услуги электроснабжения нанимателями частного жилищного фонда, зарегистрированными в жилом помещении по месту жительства?
 
Если между собственником жилого помещения и нанимателем заключен договор найма жилого помещения частного жилищного фонда, и наниматель в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства, при этом на нанимателя возложены обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и функции плательщика в течение срока действия договора найма выполняет не собственник (абонент энергоснабжающей организации), а наниматель, то в данном случае имеются основания для применения в расчетах за потребленную электрическую энергию субсидируемых тарифов с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления.
Как осуществляются расчеты за услуги электроснабжения с собственниками (нанимателями), проживающими в так называемых «коммунальных» квартирах (проживание нескольких собственников в одной квартире (одноквартирном жилом доме) при наличии одного прибора учета электрической энергии)?
 
В случае проживания в одной квартире (одноквартирном жилом доме) нескольких собственников (нанимателей) порядок взимания платы по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления электрической энергии, применяется к каждому собственнику (нанимателю) жилого помещения с даты обращения абонентов в энергоснабжающую организацию (по заявительному принципу) при условии, что они не являются членами одной семьи и что произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности, а также при условии, что наниматели жилого помещения заселены по отдельным договорам найма (п. 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 23 марта 2016 г. № 233)).
Каков порядок расчетов за электрическую энергию, потребленную в жилых домах, не допущенных в эксплуатацию органами госэнергонадзора (в энергоснабжающих организациях заключены договоры электроснабжения строительной площадки) при наличии регистрации по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) членов его семьи?
 

Между энергоснабжающими организациями и гражданами заключаются договоры электроснабжения строительных площадок на период строительства индивидуальных жилых домов. В указанных договорах отражено, что после окончания строительства и регистрации жилого дома в установленном порядке необходимо получение акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, заключения органов госэнергонадзора о возможности ввода в эксплуатацию электроустановки жилого дома, а также заключение договора электроснабжения жилого дома.

В случае, если после окончания строительства и государственной регистрации жилого дома в территориальных агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру, граждане не обратились в энергоснабжающую организацию для допуска электроустановок в эксплуатацию и перезаключения договора электроснабжения на жилой дом и (при этом собственник и (или) члены его семьи зарегистрировались по месту жительства в данных жилых домах), то в данной ситуации, необходимо в установленном порядке осуществить допуск электроустановок в эксплуатацию и заключить договор электроснабжения жилого дома. После выполнения указанных мероприятий расчеты с данными абонентами будут осуществляться по субсидируемым тарифам с момента регистрации собственника и (или) членов его семьи по месту жительства.

Что такое «личный кабинет»?
 

«Личный кабинет» – интернет-сервис, который является точкой доступа к персонифицированной информации о лицевом счете абонента и предназначен для предоставления бытовым потребителям – клиентам энергоснабжающей организации актуальной информации о состоянии своего лицевого счета, совершенных операциях оплаты, переданных показаниях электрического счетчика и т. д. 

Для того чтобы воспользоваться услугами Сервиса, абоненту необходимо зарегистрироваться на сайте, заполнив представленную форму и указав свой номер лицевого счета, адрес электронной почты и контактный телефон. После того как абонент отправит сведения, он переходит на страницу авторизации, где будет указан его личный пароль для входа в систему. Пароль также автоматически направляется на адрес электронной почты абонента. Впоследствии пароль можно будет изменить.

Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных - 8 лет, для 3-фазных - 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика.

Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

  • абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
  • либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила электроснабжения).

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

Правила проведения работ по метрологической поверке электросчетчиков определены ТКП 8.003-2011 «Систем обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?
 

Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

  • региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
  • или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.

Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов)?
 
Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»).
Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?
 
Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.
Какая ответственность за непрохождение метрологической поверки электросчетчиков в установленные сроки?
 

Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Постановление № 571) факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) - по субсидируемым тарифам для населения.

При неустранении безучетного потребления электроэнергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата исчисляется за услуги электроснабжения  на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?
 

А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?
 

Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?
 

В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

 последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

 либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?
 

Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям - с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

  • до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;
  • до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.
Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?
 
В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.
Проводят ли представители энергоснабжающих организаций платные мероприятия по проверке электрических розеток, приборов учета и пр. в жилых домах (квартирах) потребителей?
 

В последнее время участились случаи обмана граждан людьми, представляющимися работниками Энергонадзора, Энергосбыта и Электросетей. Прикрываясь репутацией энергоснабжающих организаций, они настойчиво предлагают гражданам оказание различных услуг, таких услуг как: замеры напряжения в электрической сети, проверка правильности работы счетчика, замена автоматических выключателей. После якобы «бесплатного» осмотра они предлагают заключить договор на оказание платных услуг. В целях исключения случаев обмана призываем не поддаваться на уловки недобросовестных граждан, а также представителей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Обращаем внимание, что сотрудники филиалов «Энергонадзор» и «Энергосбыт» при посещении потребителей электрической энергии должны быть одеты в спецодежду и иметь при себе удостоверение сотрудника филиала. Удостоверение должно содержать следующую информацию: номер, фамилия, имя и отчество сотрудника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, срок действия удостоверения, фотография. Удостоверение в обязательном порядке скрепляется печатью и подписью руководителя одного из вышеуказанных филиалов.

Сотрудники филиалов «Энергосбыт» не предлагают и не выполняют никаких дополнительных услуг и работ, кроме, как контрольный съём показаний электросчётчика, а также плановая замена приборов учёта электроэнергии или по предварительной договорённости с абонентом.

Инспектора филиала «Энергонадзор» также не выполняют никаких работ и не предлагают заключать какие-либо договора. В их обязанности входит лишь осмотр технического состояния электроустановок и электропроводки в рамках проведения мероприятий, направленных на предотвращение поражения человека электрическим током либо возникновения пожара. По результатам осмотра составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю. Никакой оплаты за это не предусмотрено.

Уважаемые граждане, не позволяйте себя обманывать. Прежде, чем впустить кого-либо в дом, попросите предъявить удостоверение, внимательно изучите его. В случае какого-либо сомнения позвоните в организацию, представитель которой вас посетил.

Прежде, чем подписывать какие-либо документы, внимательно читайте их содержимое. В случае необходимости обращайтесь в правоохранительные органы.


Закрыть
Форма записи на прием